Игры для развития речи
Игры для развития речи
Уже не надо рассказывать, как важна речь в жизни каждого человека и как здорово, когда ребенок обладает достаточным знанием родного языка.
Игры важны еще и для того, что бы создать общее так называемое «семантическое пространство» между ребенком и взрослым и быть уверенным, что вы друг друга более-менее понимаете (как никогда это пригодится в подростковом возрасте). А для этого, как ни что лучше, подходит игровое создание историй.
Ох, нет! Но…
Дети любят создавать страшные истории, но для хорошего и оптимистичного настроения им необходимо и приобрести навык рассказывания историй с хорошим концом. Эта игра подходит идеально для того, что бы показать ребенку, что стакан, чаще всего, наполовину полон. Ведущий, лучше, если это будет взрослый, говорит:
«Ох, нет! В наше королевство прилетел большой и страшный дракон!»
Ребенок должен изменить ход «страшной истории» и придать ему оптимистичный вид. Например:
«Но оказалось, что это он только с виду страшный, а так очень добрый»
Ведущий продолжает
«Ох, нет! Во время игры он выдохнул огонь и спалил один дом!»
Ребенок отвечает:
«Но этот дом был старый и никому не нужный и власти города давно не знали, как же его поскорее снести»
И так далее.
Игра будет интереснее и сложнее, если игроков несколько и они по очереди говорят то страшилки, то оптимистичные фразы.
Расскажи историю …
Подходит для игры в аэропорту или длинной очереди. Подойдет и для игры в пробке или во время болезни. Главным героем истории становится что угодно: сумка, джинсы, пробежавшая собака.
Игра усложняется если играть в Шерлока Холмса – пытаться по сумке рассказать историю. Например, если у вашей соседки в салоне самолета розовая небольшая сумочка на коленях, то всем очевидно, что на самом деле это сумочка Золушки, а, значит, и сама тетенька – Золушка и едет куда-то… Пусть ребенок расскажет куда и почему она едет. Будьте аккуратны и рассказывайте только добрые истории, которые не будут расстраивать окружающих.
Кто здесь живет?
На прогулке выберите любой отличающийся среди прочих дом, или, если вы в лесу, то выберите нору или муравейник. Главное, что бы это было чье-то жилище и предложите ребенку рассказать, что это за дом и что в нем происходит: кто жильцы, сколько их, когда они выходят, где работают и так далее. Если детей несколько, вы можете разбить их на команды и каждому предложить рассказать свои истории. В таких командных играх необходимо раздать поощрительные призы всем участникам процесса.
«Да» и «нет»
Старая добрая игра на внимательность и развитие речи из детства еще наших прабабушек. Кстати, отлично развивает воображение. Зачин этой игры таков:
Вам барыня прислала туалет.
В туалете сто рублей.
«Да и «нет» не говорите,
Черный с белым не берите.
Вы поедите на бал?
Выигрывает тот, кто дольше всех продержался.
Животное, растение, еда, или?..
Играют от двух игроков и больше. Игра сложная и подходит для детей, которые уже закончили начальную школу, и имеют достаточно большой словарный запас. Ведущий загадывает некое слово из заранее оговоренного количества букв (лучше брать небольшое количество букв). Задача игроков – отгадать это слово. Загвоздка в том, что для того, что бы ведущий вписал букву остальные игроки должны выбрать сначала категорию (из заранее оговоренных), и затем внутри этой категории отгадывать предметы или живые существа. Ведущий может отвечать только да или нет. Поясню на примере.
Пусть загаданное слово будет «Дом» (категорию тоже лучше задать заранее, например «строения»). Каждой букве соответствует свое слово, которое задумал ведущий. Например:
Д- дятел
О- ольха
М - море
Игроки спрашивают: «Первая буква из категории растений?» - «Нет»
«Из категории животных?» - «Нет»
«Из категории птиц?» - «Да»
Затем путем других вопросов надо отгадать птицу.
И так далее, по всем буквам.
Таким образом, игроки должны отгадать фактически четыре слова.