Буква «Р»
Буква «Р»
Редкий малыш не сталкивался с тем, что у него не получается выговаривать некоторые слова. Есть детки, которые вообще молчат до 4 лет, безо всяких отклонений, а потом начинают правильно и чётко выговаривать длинные предложения. Самая сложная буква для деток – «Р» и усваивается детками она в последнюю очередь.
До 5-6 лет речь ребёнка только формируется, он не просто не выговаривает звуки, он может менять их местами. В этом возрасте не стоит бить тревогу и паниковать. Можно сходить на консультацию к логопеду, который подскажет вам упражнения для язычка, сделает подборку весёлых скороговорок и в принципе определит причину, по которой малыш не может правильно извлечь звук «р». С помощью специалиста можно выявить серьёзные отклонения на ранней стадии. Неправильное произношение звука «р» может быть следствием таких нарушений, как дизартрия и дислалия, при которых возможно поражение коры головного мозга.
Для того, чтобы научиться правильно ставить язычок, помогут длительные «д» и «з», регулярно произносите их.
Очень хорошо помогают тренировать мышцы языка такие упражнения, как игра в индейцев, дразнилки (язычок качается вверх-вниз, влево-вправо, при этом произносится протяжный смешной звук) или цоканье язычком (изображая лошадку или пони). Играйте с ребёнком, так ему будет веселее справиться со сложной буквой.
Как только вы почувствуете, что до освоения упрямого звука «р» осталось немного, предложите поиграть в «трррррррактор» и «дрррррель». Пусть малыш изобразит их. Предлагайте ему поучить стишки, в которых чаще всего встречается этот звук, но подбирайте их таким образом, чтобы они были по возрасту, а все слова в них были знакомы малышу.
К примеру:
«Под речной корягой рак не устроится никак,
Рак рассержен, рак расстроен,
Дом у рака не устроен».
«У Кондрата куртка коротковата»
«За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса».
«Расхрабрился воробей:
Прыгнул в мартовский ручей.
А теперь на брёвнышке
Сушит свои пёрышки».
«Приготовила Лера четыре эклера».
Очень полезно будет параллельно со звуком «р», читать скороговорки и стишки со звуком «л», особенно если ребёнок заменяет сложный звук на неё.
«Лень не ленится, к лентяю клеится».
«На вокзал пошёл осёл,
До вокзала не дошёл
Встал осёл на пол пути:
Лучше мне домой пойти».
Ребёнок почувствует разницу между ними.
Ни в коем случае не ругайте малыша за то, что у него что-то не получается, ведь он очень старается. Важно дать ему понять, что вы его всё равно любите, что это не нудные занятия или наказание. Без его желания заниматься вы не добьётесь никаких результатов.
В любом случае, у вас наверняка есть друзья и близкие, которые немного картавят. Посмотрите на эту проблему с другой стороны – возможно, это свойство их речи придаёт им обаяние. Ведь мы не переучиваем насильно человека, который пишет левой рукой, мы привыкли, что есть правши и левши. Так может часть людей рождаются с тем, чтобы привносить в нашу речь французский акцент?
Как только у вас всё получится, обязательно позвоните папе на работу, бабушкам и дедушкам, чтобы порычать на них. Вот они удивятся!
P.S. Моя подруга, как только Илюшка появился на свет, включала ему французские детские песенки. В 2 года он проговаривает каждую букву, как диктор на телевидении. Совпадение? Возможно, но французские детские песенки это так мило!